Толковать сновидения пробовали со времен, когда человек себя помнит. Мы подходим всё ближе и ближе к разгадке.
Выводы в этой статье нельзя отнести к научным, они не подтверждены эмпирически, а также теоретически основываются на исследованиях З. Фрейда, на поздние работы К.Г. Юнга и его последователей, перекликаются с теорией П.Д. Успенского и К. Уилбера, объединяющими психологию, духовность и спиритуальность.
В научной психологической учебной литературе я не встретила ни одной теории сновидений, что не удивительно. Современные статистические методы, а также инструменты сбора данных для исследований являются совершенно непригодными для столь тонкой материи, как состояние сна.
Итак перейдем к очень интересным наблюдениям моего загадочного сна «Погружение в бессознательное».
Для начала хочу заметить темный пустой замок. Совершенно ясно, что речь идёт о подсознании, ещё Юнг причислял ему такие символы, в том числе и водоемы.
Лестницы, различные этажи, комнаты и подвалы, также ясно, что речь идет о различной глубине содержания бессознательного. Чем глубже наши психические образы, тем больше они отражают процессы всего человечества. Смею это утверждать на основании опять таки юнговской теории архетипов и коллективного бессознательного. То есть происходящее там можно отнести к каждому отдельному человеку.
Также можно заметить факт непривычной нам непоследовательности событий. Я вообще часто это упоминаю в записях сновидений. Всё происходит вне времени. Интересно да? Несмотря на это, я выстраиваю всё же какую-то относительно логическую цепочку событий, это скорее связано с этажами — спускаясь и поднимаясь. Хмм, интересный факт и об этом можно подумать отдельно.
Время — это континиум между подсознанием и сознанием. Через восприятие времени наша психика их объединяет.
Юнг назвал это коллективным бессознательным — полную информацию всего человеческого существования, которая содержится в каждом из нас. Для нас коллективное бессознательное (содержимое подсознания) - это прошлое, история, глубинные и всеобщие схемы восприятия. В бессознательном осаждается также каждое наше личное прожитое переживание и воспринимается нами прошедшим событием. Здесь хочется упомянуть работы П.Д. Успенского относительно времени и его восприятия, очень много параллелей.
Следующий феномен, это наличие людей, где-то их больше, где-то мало или нет. Это опять-таки указывает на различную глубину бессознательного. Где больше людей, там больше «личности», больше меня, больше моих когнитивных схем, ближе к моему ограниченному объектами и ассоциациями сознанию. И мы заметим, что в глубинных частях замка мне и рассказывать не о чем, только об ощущениях.
Спускаясь, я не видела лестницы, хотя знала, что по ней иду. Красивый образ. Это наша иллюзия жизни, когда нам кажется, что мы знаем, что делаем, а на самом деле это не так. Это олицетворяет нашу слепоту и отсутствие нами видимой реальности. Я ни в коем случае не отрицаю этим наличие реальности! Просто в подсознании ее нет, как и времени, мы заметили)
Я не знала, куда я иду и зачем, но шла или меня куда-то тянуло — это прослеживается во всем сне. Я четко не хотела на выход. Об этом тоже можно подумать.
Я испытывала страх, но не ужасный. Да, я помню это ощущение. Этот страх меня не пугал, а как будто охлаждал меня, цепенил что-ли, сковывал может быть. Значит отсутствовали эмоции, оставались лишь чувства (в этом не уверена), даже скорее ощущения, такое своего рода знание. Я чувствовала себя там как дома. Это подтверждает мысль, что эмоции — это поверхностные функции нашей личности и прямое тому доказательство, что наука психология в состоянии исследовать эмоции экспериментально, то есть сознательно. Почему я испытывала это оцепенение, я не знаю. Возможно это связано с мощнейшей энергией бессознательного, перед которой каждый стоит как тонкая ветошь, на которую достаточно немного дунуть и она потеряется в ураганном водовороте образов.
Я там была хозяйкой, хотя заправлял там какой-то мужчина. Хмм, у меня есть одна гипотеза, но она ни на чем не основана и кажется мне сомнительной. Поэтому этот вопрос я отложу опять.
Сначала я заметила недоработки пола лестницы, где я подумала, что там все равно никто не ходит, -загадка.
Мне часто казалось, что там очень красиво, хотя темно и пусто. Какое ощущение! С чего оно там? И здесь мне приходит только одна ассоциация в голову — гармоничность. Красота — это восприятие гармонии. Не знаю, на данный момент у меня нет никакой теории относительно этого.
Что тоже загадочно, что сначала я попала в подвал (нелогично же). Я сразу попала в самое глубокое место замка, в котором меня овеяло реальным страхом. И я даже не спустилась дальше, я испугалась и мужчины, который меня не заметил. Возвращаясь к Юнгу, это встреча с моим образом мужчины в подсознании Анимусом. Страх вполне оправдан, ведь я же его совсем не знаю. Но он есть. И меня удивило присутствие мужчины. Там же никого не должно было быть! Это как японские инь и янь, мужчина в подсознании, женщина в сознании, а вместе одно. И заметим, что в подвал я спускаться даже не хотела. Уже веяло отторжением. Не знаю, что это точно значит, но предположу, что эти два начала не должны сливаться и проникать друг в друга. Не зря же Юнг ввел такое понятие как затопление бессознательным, называя этим определенное нарушение психики. Но может быть я и не права.
Я оказалась перед выбором комнат и не знала, куда хочу или куда надо, однако шла. И встретила в корридоре женщину с девочкой лет 5-6, к которой я не испытывала никакого родства. Интересно, что это был наверное единственный момент из «динамичной и одушевленной реальности». Я предполагаю это была все же я сама, с мамой, а точнее с важным событием в то время. Как раз в этом возрасте я испытала на мой взгляд детскую травму отрыва от матери, когда я лежала в больнице месяц и маме нельзя было меня навещать. Я до сих пор хорошо помню многие мои чувства с того периода. Что это значит во сне, я не знаю. Я и не могла узнать себя во сне, в то время у меня еще не была развита концепция себя. Кто помнит себя в 5-6 лет? О чем он думал тогда? Что испытывал? Кем он себя считал? (психологические исследования определяют начало интенсивного когнитивного развития этой концепции, а также когнитивной самооценки с 8-9 лет, точный возраст конечно не определен).
Я попадаю в комнату по 5 ступеням. Я помню, что не была уверена сколько ступеней там было, может и 3. В этой комнате я также не точно помнила количество пиалок. Что значат здесь цифры и их неточность, не знаю. Хотя относительно пиалок я предположила опять-таки 2 — как образ дуальности, мужского и женского, сознания и подсознания, хорошего и плохого, а «непонятное третье» — символ высшего сознания. Но это лишь мои спекуляции. Я почувствовала, что меня там ждут и принимают. Встречают угощением. Я сказала, что там было что-то человеческое. Хмм. Тоже загадка. Есть предположение, что это восприятие себя во времени. Я в прошлом, настоящее (непонятное третье), и я-возможное — то есть будущее.
Следующая круглая пустая и более светлая комната, ближе к сознанию. Круглая комната — почему? Может земля? И конечно там больше людей. Женщины. Ну ясный пень) Далее еще более светлое и уже уютное пространство, еще ближе к сознанию и таким образом более «знакомое» и приятное. Там у меня уже возникли ассоциации с фитнесом. Действительно, уже не образы и ощущения, а объекты из моей реальности. Тут я уже как наблюдатель. Вот оно сознание, оно с меньшей глубиной все больше наблюдает. А кто же тогда совершает все мои действия??? Если мое сознание на самом деле только наблюдает? Вот это наверное самый интересный вопрос этого сна.
Очень много вопросов осталось и я их оставлю пока открытыми. Возможно когда-нибудь найду на них ответы.